vchernik (vchernik) wrote in klf_kontakt,
vchernik
vchernik
klf_kontakt

Category:

куда идёт фантастика

lexa пишет 13 января, 11:00 в посте куда идёт фантастика

Организаторы конкурса "Новые горизонты" провели онлайновую дискуссию с участниками конкурса, о проблемах и перспективах отечественной фантастики. У меня там оказалась самая тормозная камера (ну или просто дети съели весь Интернет), и выгляжу я на записи так, словно бы вещаю с другой планеты. Поэтому здесь кратко изложу свои идеи, которые там озвучить пытался:

(1) Почти вся современная художественная литература в России является "фантастикой", поскольку реалисты и наблюдатели ушли из литературы в новые медиа (блоги, видео и др). А на оставшихся книгах, которые высосаны из пальца, нужно вообще сделать обязательным ярлык "бредовая ненаучная фантастика" - только так мы сможем уберечь от смерти старушек, которые будут использовать рецепты из книги Водолазкина "Сто блюд из лаврового листа".

(2) Качественная научная фантастика и "образы будущего" не могут появиться из нынешних рыночных отношений: рынок ориентируется на простого массового читателя, а ему не нужна НФ, у него простые запросы, которые удовлетворяются мистикой, порнухой и айфоном. Проработанный "образ будущего" - это результат конкуренции больших систем, точно так же, как фундаментальная наука и космическая гонка. Именно так произошёл расцвет НФ в XX веке, а закончилась она, когда противостояние закончилось.

(3) Современным примером не-рыночного отбора могут быть проекты некоторых IT-компаний (Intel, Microsoft), которые приглашали фантастов и визионеров для того, чтобы понять, что может быть дальше с их технологиями. Как правило, даже собственные маркетологи таких компаний не понимают, что делают технари, и потому им нужны подобные "переводчики". У нас такими примерами были конкурсы "Взломанное будущее" и "Будущее время", которые также проводились IT-компаниями; их организаторы не интересовались продажей книг, а интересовались именно "образами будущего" в своей области, для своего профессионального сообщества. Так что хороший способ для конкурса получить качественную фантастику - это гнать подальше от себя представителей издательств, то есть НЕ ориентироваться на массовый книжный рынок.

(4) Не хватает навигации между читателями и писателями. Раньше казалось, что это будет налажено в Интернете, но увы, этого не видно. В 90-е годы мне, даже будучи неизвестным автором, было легче получить хороший фидбэк от читателей на форумах, конференциях или в гостевой книге собственного сайта. А теперь Интернет устроен так, что у тебя могут быть большие группы читателей, но ты даже не знаешь, что они существуют, ведь они пишут про твои книги в своих социальных сетях, где даже поиска нормального нет. Было бы интересно увидеть какие-то новые сервисы грамотной литературной навигации.

Остальные участники дискуссии тоже много интересного наговорили, но у них камеры хорошие, так что слушайте и смотрите сами:


Tags: видео, фантастиковедение
Subscribe

  • Горловские топонимизмы в фэндоме

    Алина dorys Болото обустраивает блог Художница Елена Кулинич (Elena Kulinich). Естественно, и о клубе там пишет. Поностальгировал. И…

  • Станислав Лем. 100 лет.

    Андрей Столяров 6 ч. · Сто лет назад, 12 сентября 1921 года, во Львове родился выдающийся писатель и философ Станислав Лем. Книги его…

  • Художница Елена Алексеевна Кулинич

    По согласованию с автором, я взялась сделать страницу Елены Алексеевны Кулинич, человека, который, к сожалению, очень сильно не дружит с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments