vchernik (vchernik) wrote in klf_kontakt,
vchernik
vchernik
klf_kontakt

Categories:

«Геликония» – magnum opus Брайана Олдисса

olnigami пишет  [мар. 9, 2020|02:00 pm] в своём посте «Геликония» – magnum opus Брайана Олдисса


Очередной текст для проекта "Фантастические циклы". Частью взят из черновика, который я начал писать, когда узнал о смерти Олдисса, но тогда не закончил. Добавил побольше про "Геликонию" и ещё планирую сделать отдельную запись про другие романы и рассказы Олдисса.

О чём это:
Трёхтомное медлительное повествование с огромным количеством действующих лиц и мест действия, создающих фон для сюжета, растянутого на столетия. Планета Геликония находится в системе с двумя солнцами, поэтому на ней циклически сменяются два года – один короткий (примерно равный земному) и другой длинный (две с половиной тысячи коротких лет или что-то около того). Соответственно, планета помимо обычной смены сезонов переживает периоды длительной зимы, переходящей в столь же длительное лето. Как результат - на Геликонии сформировались две параллельные биосферы, одна приспособлена к жаркому климату, другая – к холодному, и обе этих биосферы породили разумных существ, которые, естественно, находятся в состоянии перманентного конфликта – гуманоидов и фагоров.

Когда на Геликонии наступает весна – гуманоиды размножаются, усиливаются и отбиваются от наседающих на них фагоров. Летом они отстраивают цивилизацию (примерно до уровня технического развития, аналогичного Европе XV-XVI века), ведут междоусобные войны и параллельно загоняют жалкие остатки фагоров в отдалённые северные районы. После невыносимо жаркого лета приходит осень, и тут людей начинает косить особый местный вирус (благодаря которому тела людей перестраиваются на генетическом уровне в более приспособленную для выживания в зимнее время форму… при этом выживают примерно половина заболевших), снега медленно наступают, поглощая пригодные для сельского хозяйства почвы. А за снегом идут жаждущие мести фагоры и устраивают экстерминатус. Люди бросают города и отступают на юг, в более тёплые края, по дороге устраивая кровавые разборки за последние остающиеся ресурсы. Затем наступают мрак и ужас, немногие выжившие кое-как переживают зиму, тщетно пытаясь сохранить хоть что-то из технологий предков, по крайней мере в местах поближе к югу, но на севере неизбежно скатываются до уровня каменного века и становятся лакомой добычей для фагоров. А потом снова наступает длинная весна… и цикл повторяется снова.

Вот как раз об одном таком длинном погодном цикле и рассказывает трилогия – от примитивных племён, с трудом выживающих в ледяной пустыне через благодатное время развития до людей, отчаянно сражающихся с подступающими морозами и пытающихся сохранить хоть какую-то часть былого технического могущества. Получается очень эпично (хотя местами и нудновато), почти всегда мрачно (кроме эпизодов, связанных с великой Весной и принесёнными ею надеждами), со множеством объяснений того, как «работает» экология планеты. Объяснения выходят длинными и тоскливыми, но звучат достаточно убедительно (хотя, подозреваю, у профессиональных биологов и экологов они вызовут усмешку, а далёким от науки людям вроде меня заходит нормально).

Есть ещё отдельная сюжетная линия с висящей на орбите планеты исследовательской станцией землян, которая постоянно наблюдает за всем, что происходит на Геликонии, а особо интересные моменты ещё и транслирует на Землю. Что характерно, жизнь чужой планеты пользуется огромной популярностью: новости с Геликонии транслируют на специальных гигантских экранах в режиме нон-стоп (впрочем, это не так уж и удивительно, планета всё-таки населена гуманоидами, очень похожими на людей). Только вот за время длинного геликонского года на станции тоже происходит смена поколений, нарастает внутренняя напряжённость, которая выливается в революцию, плавно перетекшую в массовый разврат и закончившуюся полным вымиранием станции. Кое-кто из землян пытается сбежать с орбиты на планету, но там их встречает тот самый специальный вирус... финал, как говорится, немного предсказуем.

Тем временем и на Земле тоже происходит изменение человеческого вида, отмирает техническая цивилизация и начинается переход к иной форме существования (там в тексте очень странное нечто описывается, я даже и пересказывать не берусь). Впечатляет то, с какой небрежностью автор перелетел от Геликонии к Земле, рассказал в нескольких главах историю человечества и так же легко вернулся обратно на Геликонию, а про Землю забыл, как будто её и не было. Вообще, с литературной точки зрения к «Геликонии» можно предъявить немало претензий. Да, тема взлёта и падения цивилизации заявлена большая и серьёзная, сам мир Геликонии с его двумя параллельными биосферами придуман занимательно, очень хороши некоторые отдельные эпизоды, особенно в первой книге. Но вот с достоверностью в тексте как-то не очень, и с описанием двойной экологии, сосуществующей на одной планете, и с тем, как во время «долгой» весны, длящейся всего-то несколько столетий, люди успевают столько всего наизобретать – от письменности и колеса до феминизма. Не радует и то, что и повествование, и стиль изложения мечется из стороны в сторону – то внезапно длинный-предлинный наукообразный очерк экологии Геликонии, то какая-то мистика вдруг неожиданно возникает (во вроде бы строго научно-фантастическом тексте), то действие переносится на Землю (зачем-то). Иногда даже появляется ощущение, что читаешь не один большой роман, а несколько новелл, механически слепленных друг с другом.

С другой стороны, в этом-то, пожалуй, и состоит фирменный стиль Олдисса: ему тесно в рамках одного жанра, творческая сила его куда-то влечёт и, кажется, он сам не понимает куда именно и толком не может управлять этой силой, скорее, она его ведёт. Вот этот-то причудливый полёт фантазии в Олдиссе и ценен… хотя именно этим он же порой и раздражает, и изумляет. «Геликония» - замечательный пример фантастики «новой волны», которая всё время стремится сломать рамки жанра, стать истинной литературой, а не приключенческо-футурологическим научпопом, каковым её видели в эпоху 40-50-х годов. А затем неизбежно возвращалась к своим истокам, потому что, как ни крути, а фантастика это действительно приключения, перемежающиеся пространными объяснениями о том, как оно всё устроено, здесь фундамент фантастики, здесь её отчизна, и как бы далеко отдельные фантасты ни уходили, они рано или поздно возвращаются сюда. И по «Геликонии» хорошо видно, как Олдисс пускается в литературное экспериментирование, увлекается им, а потом в какой-то момент прямо посреди сюжета не выдерживает и такой: «нет, ну давайте я всё-таки вам прочту лекцию об экологии этой планеты!».

Экранизация:

Отсутствует. И вряд ли когда-либо появится, слишком уж масштабный и сложный текст. А даже если кто-то попытается за него взяться, то переделает исходный материал до неузнаваемости. Но тут есть один забавный нюанс: идею о «длинном годе» и существах иного вида, что притаились в снегах на севере и ждут наступления Долгой Зимы, когда они обрушатся на человечество со всей злобой, у Олдисса очевидно позаимствовал Джордж Мартин. И весь этот сюжет целиком и полностью вошёл потом в сериал «Игра престолов», так что, можно сказать, «Геликония» всё-таки добралась до экрана и обрела успех, хотя и таким косвенным образом.

Пост в Яндекс.Дзен
https://zen.yandex.ru/media/id/5a251d2c3dceb7cfb17fdc05/gelikoniia--magnum-opus-braiana-oldissa-5e661a57ee4ca82421c7ac20
Tags: рецензии, фантастика
Subscribe

  • Андрей Столяров, повесть "Мы встретимся на горе Арафат".

    Мы встретимся на горе Арафат. Часть I Мы встретимся на горе Арафат. Часть II Мы встретимся на горе Арафат. Часть III Мы встретимся на горе…

  • казнить нельзя помиловать

    Итак, в Горловку вернулись Северина и Олег, предлагают возобновить клуб. Я не против, но напоминаю, что на 30-летие клуба тоже все пылали и горели,…

  • Извините!!

    Перегонял все клубные посты из своего ЖЖ в клубное сообщество. Перепост закончил. Извините все, кого задрал этой серией перепостов в ленте. Я думал,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment