vchernik (vchernik) wrote in klf_kontakt,
vchernik
vchernik
klf_kontakt

Categories:

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Отель для троглодита»

(источник)

Отель для троглодита

Повесть, год

Язык написания: русский





Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Настоящая фантастика 2013
2013 г.
Ускоритель
2013 г.



Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
[ 3 ] +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2016 г.

Согласен, что в повести есть намеки на «Солярис» Лема, на «Планету для контакта» Гуляковского, что вызывает некоторые эмоции, но ведь жанр этого произведения научная фантастика, а значит и нужно показывать технологии будущего. А здесь этого нет — одни намеки. Да сознание человека и искусственного интеллекта оказались квантово запутаны, но где результат этого смешения? По идее в результате должен был получится в терминологии трансгумманизма пост-пост-постчеловек!

А показан обычный киборг с некоторыми возможностями только если он находится в странном обьекте!

Уважаемый мною фантаст Андрей Львович Ливадный на протяжении всего цикла «История Галактики» где более 60 книг раскрывал тонкости такой технологии будущего как «нейросенсорный контакт» — результат слияния человеческого разума с искусственным интеллектом. Кстати эта технология уже существует в зачаточном состоянии и называется «BrainGate».

Когда читал, то как технарь просто пропускал гекзаметр — это для гумманитариев, а ругательство пилота — что б тебя накрыло Фурье преобразование заставило улыбнуться.

Мое мнение — в научной фантастике в первую очередь должны быть показаны технологии будущего, а не высокие моральные качества человека будущего через гиперболу фантастических идей — это мне еще в советское время у Стругатских поднадоело.

Желаю автору больше творческих идей и постараться развить идею квантовой запутанности человеческого интеллекта с машинным — про это прочитал в первый раз.

Оценка: нет
[ 6 ] +

Ссылка на сообщение , 12 января 2016 г.

В последние годы отечественная научная фантастика встречается все реже. Чуть больше шансы найти ее в заповедниках антологий и сборников, куда волей составителя или по закону больших чисел попадают удачные повести и рассказы. «Отель для троглодита» можно считать хорошим примером русского хард-НФ, в котором концентрация научных понятий, теорий и идей чрезвычайна высока.

Традиционный прием с аварией космического корабля и посадкой на закрытую/неисследованную планету абсолютно уместен, поскольку используется, чтобы разметить должную площадку для пьесы о столкновении с непознанным. Из советской фантастики соавторы позаимствовали атмосферу вызова неизведанному и бравурный марш о разгадке тайн мироздания, впрочем, отказавшись от каких-либо идеологических штампов. Вместо этого они сделали акцент на аналогиях с древней Одиссеей. Помимо изучения загадочных феноменов Каллипсо, параллельно завязывается и детективная интрига, связанная с целью экспедиции и личностью самого пилота.

Пожалуй, главная особенность повести — читателю желательно либо быть знакомым с терминами и понятиями, либо искать их описания, иначе значительная смысловая часть останется за кадром.

Итог: детективно-психологическое хард-НФ с элементами советского ретро.

Оценка: 8
[ 4 ] +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2015 г.

Повесть вызывает столько приятных воспоминаний о некогда читанных колоссах — Кларке (квантами и прочими Мёбиусами), Брэдбери (ироничностью ГГ), Леме, Гамильтоне и др... Хорошо, что есть кому продолжать традиции.

Оценка: 8
[ 5 ] +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2014 г.

Невероятно сложная по своему устроению повесть, в которой быстрым росчерком пера отображается все величие — и, одновременно, весь фатализм человеческого существования в тех мирах, куда бесстрашного пилота забросила судьба.

Сразу же вспоминается «миф о пещере» Платона. Где люди, по всем изученным и неизученным вселенским закономерностям — всего лишь тени от огня познания, что полыхает в ее, вселенной, небесах. И только после этого — приходит понимание своевременности предания о «пещерах нимф», куда просто обязаны были, согласно законам жанра, наведаться первопроходцы.

И, наверное, вот по какой причине в этой повести небеса — исполняют, в определенной степени, роль бесстрастных судей того действа, которое под ними разворачивается. А предыстория главного героя, испытавшего на себе обжигающие искры этого огня — сингулярности, квантовой запутанности, квантовой фрактальности — излагается тут согласно безупречной игре тех теней, тех личностных проекций, в которые этот герой оказался вовлечен.

Но не только пилот вынужден был прибегнуть к запутанным иносказаниям — для того, чтобы не утратить своей целостности в сложных обстоятельствах. Черные ксенологи тоже обречены были вести двойную игру — в которой ставка жизнь, и в которой далеко не всегда эта ставка выигрывает. Чему и учит повесть. Что и пытается раз за разом как можно более доходчиво сказать Макс.

Отдельно воздам дань почтения образу Сандры, волосы которой буквально сгорают в полыхающем зареве заманчивого вселенского первоисточника познания — причем происходит это именно тогда, когда для этого приходит время. И случается это как раз тогда, когда этого уже невозможно было предотвратить. Что-то ведь должно было принять на себя этот свет — для того, чтобы оставить после себя тень. Тень, понятную пилоту. И всем, кто отважится когда-нибудь пережить то, что пережил он. Таков закон природы, и в ней он реализовывается повсеместно.

Повесть увлекает своим насыщенным действием — и в той же мере насыщенным мироощущением ее персонажей: их душевной борьбой, их «живыми» страданиями, их героической готовностью «истлеть» до конца.

Повесть выводит тех, кто не чуждается психологической достоверности в художественных произведениях, к неким рубежам восприятия художественной действительности — за которыми ощущается то самое, необъяснимое философское зерно, ради которого и существует весь замысел.

«Отель для троглодита» — это, конечно же, «основательная», «твердая», подлинная фантастика. И — исцеление человечности фантастикой. И совершенно особенная сингулярность происходящего. В которой поначалу пилот обречен будет обрести некоторый опыт скитаний — от станции ксенологов к Городу... Ну, а отель... Не так Калипсо-машина, а (если быть честным с собой)... Сухогруз тот самый... Отель будет потом.

Оценка: 10
[ 14 ] +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2013 г.

«Отель для троглодита» — повесть-исповедь, разговор с читателем о человечности в масштабах космоса. Главный герой, пилот Максимилиан, в результате ряда событий становится «не совсем человеком». Нет, не вампиром, не мутантом и не десятком прочих «не-человеков», часто поджидающих нас на страницах книг. Кем именно – выяснится к концу повести. Причём сюрприз ждёт как читателя, так и самого героя.

До определённого момента пилот и сам не совсем понимает, что с ним происходит, пока не оказывается на грани жизни и смерти. Вот тогда-то приобретённые способности и запускаются на полную мощь, и… Ирония судьбы – герой вроде бы желал совершить благородный поступок, собой пожертвовать пытался и обещание, данное умирающему, старался сдержать, а выросло, как говорится, что выросло. Глядя на результат, задумываешься: так уж ли плохо превалирование социальных установок (позаботься о ближнем своем, например) над первичными инстинктами, к которым мы, порой, отчаянно стремимся вернуться? Мол, задавило закостенелое общество наше истинное «я»? А может, туда ему и дорога?

У пилота есть оправдание поступку – квантовая шизофрения. Но сколько самых обычных людей перед страхом гибели поступило бы так же?

Как уже сказано, «Отель…» — это повесть-исповедь, или повесть-признание, если хотите. И Маскимилиан, которого мы видим вначале произведения, слегка отличается от того, который предстает перед нами в финале. Или это он после «облегчения души» выглядит более симпатичным?

Раскаивается ли пилот в том, что сотворил с товарищами? Мне кажется, да, просто сам себе не хочет в этом признаться, ведь ему и так придется нести тяжкий груз на душе, а тогда и вовсе жить перехочется. Проще натянуть маску циника, включить насмешливый тон, в который раз сменить личность, имя, образ жизни, уйти от суда, но… Они всё равно будут приходить каждую ночь: «умный, ироничный Бертран, добродушный, наивный Стан… и Сандра».

Образ Сандры хотелось бы отметить отдельно. Поскольку, да простят меня авторы-мужчины, но редко им удаются правдоподобные женские образы, а вот здесь – Сандра, на мой взгляд, удалась. Умная, красивая, немного ехидная, но добрая и знающая себе цену. Одним словом, живая и настоящая (две другие героини – Ксана и Анна – функции, но в этом случае, так и должно быть), она выделяется из команды «чёрных ксенологов» некой лёгкостью. Сандру мне особенно жалко. И пилоту, кажется, тоже.

К слову о «чёрных ксенологах». Они ведь по-своему счастливы. Получили же в итоге, что хотели – увидели Контакт во всей красе. Пусть и оказался он не совсем таким, как они ожидали, и обошёлся слишком дорогою ценою. Но зато всё, как хотел Бертран: «Познать разум, чуждый до невозможности – победа».

Следующий герой, о котором нельзя не сказать – небесное тело, что зовётся Калипсо. Есть во вселенной такая планета – Солярис. Выдаёт каждому человеку по потребности. А теперь вот появилась ещё одна – Верово-Минаковская Калипсо – планета-отель. Тоже выдаёт по потребности. Правда, не то, чтобы конкретному человеку… А то – и вовсе не человеку. И всё «выданное» сначала воспринимается, как данность, лишь спустя время становится понятно, что тебе вручили не подарок, а кредит… Да и «гости» на Калипсо не приходят, здесь – ты сам гость. И встретят тебя после кораблекрушения, и накормят-напоят… Вот только со прощальным плотом вышла накладочка. Не зря рефреном через повесть проходит история нимфы из «Одиссеи» Гомера. К слову, приём, можно сказать – элемент авторского почерка, в «Суgnus Dei» также красной нитью проходит лебединая песнь.

Повествование «Отеля для троглодита» динамичное, события развиваются стремительно, но не утомляют, ведь планета-отель подкидывает загадку за загадкой, заставляя не только расслабленно следить за приключениями героев, но и думать, искать вместе с ними выходы из закрученных ситуаций, мир расцветает всё новыми красками, скучать авторы не дают. Но в тоже время, в повести немало и философских моментов: «Кто мы, люди? Космические троглодиты, мы пытаемся познать чуждый разум, не познав собственного. И не мы одни». Хороший вопрос, особенно если учесть, что спрашивает тот самый «чуждый разум»…

Повесть эта не просто твёрдая НФ, а твердейшая. Её упрекали за обилие научных терминов – есть такое дело, но лично мне они не слишком мешали. Напротив, забавно, когда пилот ругается фразой, типа: «чтоб его накрыло Фурье-разложением». Да, сложная фраза, как для простого пилота, чьей личности соавторы нам так до конца и не раскрывает, однако в повести есть намёки, что он – совсем не тот, кем кажется (и речь сейчас не о его «не-человечности»). А потому повышенная эрудиция не так уж удивительна. И вроде как намёк – давай, читатель, поднимай и ты свой уровень. И поговорим на равных!

Оценка: 9
[ 11 ] +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2013 г.

Честно не подглядывал в гугл, и моих познаний в области квантовой механики хватило со скрипом. Со скрипучим таким скрипом. И это сейчас речь идёт о понимании, собственно, сюжета – ответов на вопрос «какого чёрта?» и прочих созвучных. Почти уверен, что на локомотиве собственной гуманитарности проскочил мимо вкуснейших авторских задумок, – но и того, что я откусил, оказалось достаточно.

Итак, что в повести точно есть?

В «Отеле…» есть запутанное (квантово запутанное, на секундочку!) объяснение симбиоза человека и не-человека – и, в общем, сквозная интрига пилота Горнова построена как раз на научной теории.

Есть дух «Соляриса». Такой сильный, что я поначалу хотел даже начать впечатления с классификации планеты Каллисто в духе Хьюза и Эйгеля: «тип – политерия, порядок – бесклеточные, класс – анаморфные…» Но это все же не уместно, потому что «Отель…» – о другом. Перекличка с классической вещью Лема наличествует: и атмосфера полного отчуждения планеты от всего, что может помыслить человек, и захватывающие своей непонятностью чудеса, и ментальные проекции… Человеку у Верова и Минакова только и остается, что реагировать – причем отнюдь не с человеческой скоростью.

Есть в общем незакрытый финал: тайну личности своего героя автор все же оставил тайной.

Есть гомеровская история Одиссея на острове нимфы – как мифологическая матрица выстроенного Веровым и Минаковым мира. А заодно и неслабая такая подсказка насчёт особенностей планеты, к слову.

В скобках. Интересная черта, присущая, кажется, в целом творчеству Верова: герой обязательно имеет черты трикстера. История суда, «закольцовывающая» повесть, построена с ёрнической, издевательской ноткой, с иронией, направленной на свою же историю. Это может поначалу настроить на некие совершенно неоправданные ожидания: мол, перед нами ироническая космофантастика. Не верьте! :)

Развитие сюжета просто невероятное по темпу. Закрытая планета, загадочная гибель корабля главного героя, высадка, стружка вместо почвы… Веров и Минаков буквально не дают выдохнуть, чередуя беглый огонь способностями героя и залповые выкладки образов странного мира. Формат повести выдержан, кажется, безупречно: всё, что прямо не касается событий – не касается и читателя. Империя? И пусть её. Чёрные археологи? Держите страничку досье и засвеченные снимки. Корабли чужих? Вот вам тридцатисекундный ролик дрожащей камерой.

Динамичный и напряженный, но научно насыщенный сюжет, да? Вы будете смеяться, но это совместимо.

В космосе есть места, где человек не враг, не соперник, не друг. Он постоялец, которого примут, приютят вещички в камере хранения, а потом – катитесь колбаской, милый гость, у нас в нумерах обои переклеивают.

Грустно это всё, дорогая планета-машина, очень грустно. А как же, простите, Контакт?

P.S. Читать всем, кто знает, что такое «квантовая запутанность», отвал башки. Местами – отвал в самом прямом смысле, поэтому рекомендовать эту повесть всем не стоит. Но чёрт его знает, как можно так создавать саспенс средствами квантмеха.

Оценка: 9
Tags: рецензии, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments